Предыдущий день

К началу отчета

Следующий день

День 10: 29.05.07

Пигмозеро – Уница – Кяппсельга – грейдер на Лижму.

Всего 31,45 км, из них: 21,96 км – мелкощебёночный грейдер, 5,30 км – действующая лесовозная дорога, 4,19 км - заброшенная лесовозная дорога.

Сильно похолодало, гроза закончилась только утром, сыро, капает с деревьев. Ветер. Подъем 10-00.

Стоянка близ Пигмозера

Старые окопы

Грейдер на Уницу

(УВЕЛИЧИТЬ)

Просушив снарягу, выезжаем в 15-00. Пасмурно, холодно. Грейдер хороший, лес хвойный. По дороге - ряд болотин с гатями, но всё, так или иначе, пролезаемо. Есть большое верховое болото, там - усложненные перелазы. Практикуем проезды луж с разгона, глубина позволяет.

На подходе к Унице есть поворот направо и назад, ориентир - памятник ВОВ, очень скромный. Куда идет эта дорога - вопрос.

Уница - посёлок лесорубов, скромные домишки, сарайчики - ничего общего с монументальными избами старинных заонежских деревень.

В Унице - магазин (заправляемся), за мостом через бурную реку Малая Пигма, моста - 2, можно ехать по любому.

Грейдер на Кяппсельгу хороший, но прыгающий ("стиральная доска"). Дорога идёт параллельно реке Унице (не просматривается ). Чернолесье, кусты, местность постепенно поднимается.

За мостом через Уницу лес переходит в смешанно-еловый. Грейдер становится очень хорошим.

Выскочив из-за поворота 90 град.идём вверх на резкий тягун. На самой верхотуре по центру дороги стоит волк во всей красе, слегка расставив передние лапы. Секунд на 10 задумался - и беззвучно рванул в лес (в смысле, волк рванул!).

Сразу за мостом через р.Листигу делаем перекус: справа - спуск к источнику, слева - подъем на сельгу.

Озеро слева, далее переходит в болото. После - скальники: слева - вдоль дороги, справа - в лесу.

Дорога на Кяппсельгу, скалы

У Зои выявляется поломка спицы. Производим замену.

Кяппсельга - посёлок "лесорубного типа" на Мурманской ЖД, возможный вариант сокращения маршрута. Переезд через ЖД, за ним - магазины. В сторону Шайдомозера идет асфальт (по крайней мере в черте поселка). Наш путь лежит лесным грейдером в направлении станции Лижма. Дорога теперь до самого конца будет идти параллельно Мурманской ЖД, но на большем или меньшем удалении от неё (близость дороги почти никогда не чувствуется).

Пробилась связь МТС, созваниваемся с Родиной. Там сейчас + 36 С ( !), а у нас тут примерно + 8 С! Как говориться, почувствуйте разницу!

Итак, мы чуть не улетели в сторону  Шайдомозера. Расспросы местной пацанвы не дали результата. На самом деле, грейдер искать надо так: сразу за переездом ЖД-путей - резко повернуть налево, максимально близко к ЖД, непрезентабельная местность (какая-то пристанционная грязь) смущать не должна. Грунтовка идёт параллельно ЖД,

Замена спицы

приобретает осмысленный вид, проходима. За Кяппсельгой идет лесом.

Чуть дальше  - проезжаем через старую Кяппсельгу, это классическая северная деревня, наполовину обитаемая. На возвышенности за деревней - транслятор. В карельской глубинке из федеральных сотовых операторов лучше  всего берёт Мегафон, с горем пополам - МТС, Билайн - только в Петрозаводске и ряде райцентров (ну, и конечно, в Шуйской Чупе, резиденции Путина!)

За старой Кяппсельгой - разъезд с бревнами в штабелях. Направо - на Лижмозеро, дорога сильно разбита лесовозами, налево - путь на переезд, хорошего качества, слегка зарос травой.

Переезд ЖД перекопан и перекрыт бетонными плитами, переносим груженые велосипеды. За ним - несколько метров песчаной дороги, потом - резкий грязный подъем на пологий скальник, навстречу течет вода.

Дорога на пределе проходимости. Грязь, пересеченка, лужи. Местами путь идёт по гладким скальникам. По обоим сторонам дороги - резкий спуск. Еловый лес. В лесу на пологой части спуска ставим лагерь справа от дороги. Слева, параллельно дороге идет трасса кабеля, почти до Илемсельги. Перед лагерем - отворотка налево, лесовоз на Майозеро.

Подумать только, а ведь мы помним рассказы, как по этому грейдеру местные ездили на мотоциклах из Кедрозера в Кяппсельгу на дискотеку!

Сегодня у нас вторая корректировка пути. Изначально была запланирована радиалка: Кондопога - водопад Кивач, но сейчас ясно, что успеваем это сделать только отказавшись от завтрашнего грейдера и подсев на поезд. Выбираем грейдер! И не пожалели впоследствии.